Когда речь заходит о блокбастере, в большинстве случаев можно быть уверенным, что сюжет будет глуповат и полон нелогичностей. Они что, экономят на сценаристах? Таким вопросом автор этой статьи задавался давно. Особенно, когда случилось выходить из кинозала в особенно расстроенных чувствах после фильма, насчет которого теплились кое-какие надежды. Нет, не было настроя на придирчивый лад, не было ожиданий откровений и глубины. Было отчетливое понимание, что в фильм вбухано много денег, а это подразумевает верховенство спецэффектов. Но, ради всего святого, почему ценой вменяемости? Разве следование простейшей логике и зрелищность несовместимы? Это ведь не так уж и трудно! Есть проблема?  В фильме взрывающийся вертолет не нужен, но продюсер сказал, чтобы непременно был? Пусть сценарист найдет изящный способ вставить его в цепочку событий. Чтобы это было обоснованно. Чтобы вышла кинокартина, а не чудовище Франкенштейна, безобразно слепленное из того, на что продюсер указал.

«Обитель зла: Жизнь после смерти». Зомби-апокалипсис. В подземных лабораториях не только разрабатывали заразные вирусы, но и ковали особым зомбям особые топоры.

«Обитель зла: Жизнь после смерти». Зомби-апокалипсис. В подземных лабораториях не только разрабатывали заразные вирусы, но и ковали особым зомбям особые топоры.

Автор продолжал недоумевать такому плачевному обращению со сценариями, пока на глаза не попалась презанятная англоязычная статья, посвященная этой теме. Она неплохо раскладывает по полочкам некоторые моменты. Если владеете, рекомендовано ознакомиться:

Статья-оригинал

Если нет, то вот вам совместный с почтенным Тышем вольный пересказ. Итак, вопрос:

Сценаристы высокобюджетных фильмов подвержены слабоумию?

«У них будто бы кончились оригинальные идеи! Самые дорогие фильмы последнего десятилетия сплошь ремейки и адаптации! Это же насколько ленивым надо быть…»

Подвох вот в чем. Даже если вы имеете очень отдаленное представление о кинопроизводстве, вы точно знаете, что за каждую специфическую задачу ответственны свои соответствующие специалисты. Звук? Ну, это, должно быть, звукорежиссер или звукооператор, им мы доверим микрофоны и аудиоаппаратуру. Постановкой трюков пусть занимаются другие ребята, а за грим пусть отвечают третьи. Продолжая эту мысль, вы думаете, что где-то там, сгорбившись над клавиатурой, сидит автор идей – писатель-профессионал, эксперт по части сюжетов, фабул и характеров. Что сценарий как раз на его совести. Правильно?

---

А вот и нет.

Почти всегда первичная идея исходит вовсе не от сценариста, а от продюсера, то есть человека, который стоит за финансовой стороной всего проекта. И, фильм, который покажут вечером в ближайшем кинотеатре, скорее всего, возник не из идеи, которую придумал и хотел рассказать нам автор сценария, нет. Он появился из замечательной мысли, посетившей светлую голову какого-то продюсера, знаете, вроде такой: «Супер-автомобиль! Отечественного производства!! Поддержка и кассовые сборы неизбежны!!!».

После чего наш продюсер и кто-нибудь еще (другие продюсеры, знаменитый актер, если повезет) будут вместе малевать грубый набросок будущего фильма, целевой аудиторией которого станут хотя бы две маркетинговые группы. Так, если это «взрывной» боевик для молодых людей, необходимо добавить романтическую историю для дам. А уж потом этот набросок относят сценаристу, чтобы он приводил его в потребную форму.

Есть у вас друг или знакомый, который в свободное время пишет в темном углу сценарий? И мечтает, что по нему когда-нибудь снимут фильм с участием обнаженной любимой актрисы? Знайте, что это вряд ли случится. Даже если это будет очень неплохое произведение, для адресатов оно будет лишь материалом для «литературного прослушивания», призванным показать, что автор хотя бы не безграмотен. Если выйдет эмоционально заряженное повествование, которое исследует трагичность расставания и глубину потери, это всего лишь может впечатлить кого-то настолько, что автору произведения предложат соавторство в написании сценария к фильму «Елки 8».

Примеры известных голливудских фильмов показывают, что даже если оригинальный сценарий запускают в производство, он наверняка подвергнется переработке в узнаваемую народом торговую марку. Фильм «Я – робот» изначально был именно оригинальным произведением, который никого не интересовал, пока к нему не прикрутили имя общеизвестного фантаста, А.Азимова. Второй, третий и четвертый «Крепкие орешки», «Двенадцать друзей Оушена», «Звездный десант» – все это были самостоятельные оригинальные идеи, которые были подхвачены и адаптированы под известные бренды. Прошедший не так уж давно по нашим экранам «Вий» – еще один яркий пример.

Так что, если вы страстно работаете над каким-нибудь проектом, возможно, пора отпустить мечту и сфокусироваться на еще какой-нибудь «новой» смеси русских витязей и трендов сегодняшнего дня.

витязь

Все упрощается для международных кассовых сборов

«Даже фильмы с оригинальной идеей состоят тупо из взрывов и компьютерной графики! Почему фильмы больше похожи на незатейливую видеоигру и делают из меня идиота?»

Блокбастеры снимают, ориентируясь на широкую международную аудиторию. Последние «Трансформеры» собрали около миллиарда долларов, это больше чем первые два фильма вместе взятые. И это достигнуто отнюдь не благодаря тому, что рассказываемая история стала умнее.  Напротив, ее делали попроще, чтобы не утруждать зарубежную аудиторию. Речь не о том, для люди за рубежом глупенькие, а в задаче сделать так, чтобы фильм поняли все, даже школьники, из таких разных стран, как Япония, Россия, Корея, Германия, Мексика…

Вспомните, когда вы в последний раз видели действительно умную комедию? А зарубежную? Обычно они обладают большой культурной специфичностью. «Иван Васильевич Меняет Профессию» у нас является классикой, но рядовой американец не сможет уловить всех нюансов комедии. Равно как и для нас не совсем понятны печали и заботы повседневной жизни  фермера из Среднего Запада.

gogl

Гогль? Ты своим гоглем зубы мне тут не заговаривай!

Если и есть что-то, что любой человек на земном шаре, независимо от культуры и идеологии может понять и посочувствовать, так это что нужно драпать, теряя портки, если гигантский робот погонится за тобой!

Читать продолжение статьи

One Response

  1. Alienor

    Очередной пример того, как искусство подчиняют коммерции. Давно известно, что истинный художник должен быть голодным. Вот и получается, что за деньги — это уже не искусство. Кто же будет рисковать — признают, не признают? Лучше четко следовать коммерческому плану, наляпать то, что точно употребят серые массы. Таким путем мы все понятие культуры утратим…

    Ответить

Leave a Reply

Your email address will not be published.