Яндекс.Метрика

Фильм «Скафандр и бабочка» (2007) с первой минуты просмотра вызывает оторопь. Самую настоящую, когда трудно пошевелится и  отвести глаза от экрана. Сила, с которой фильм захватывает внимание, очень велика, что говорит о его невероятной энергетике. Но это и усложняет просмотр, делая его целым испытанием для зрителя, даже искушенного.

astronavt+astronaut+kosmos+skafandr+babochki+space+78842741689

«Скафандр и бабочка» – это история успешного и известного человека, редактора французского журнала «ELLE», Жана-Доминика Бобби, который после тяжелейшего инсульта оказывается полностью парализован. Фильм начинается с того, как Жан-Доминик приходит в сознание. Здесь же можно выделить первую отличительную черту фильма – нестандартную и уникальную операторскую работу Януша Камински, которая позволяет увидеть нам мир глазами, а вернее одним глазом, главного героя. Картинка просто поражает. Тьма, потом размытые контуры людей и очертания какого-то помещения. Картинка проясняется, и мы видим потолок больничной палаты и склонившихся над койкой с пациентом врачей, то есть то же и так же, как видит это человек, очнувшийся после инсульта. Он не может говорить, но зритель слышит его внутренний голос – голос за кадром. Мысли очнувшегося Жана-Доминика хаотичны, он не понимает, где он и что  с ним произошло. Зритель, как и Жан-Доминик, узнает все от врачей. Еще одна отличительная черта фильма – правдоподобный эффект присутствия, обеспечиваемый расположением камеры и натуралистичной игрой актеров.

Начинается возвращение героя к жизни, и по мере его возвращения зритель все больше погружается в фильм. Больница, врачи, медсестры, посетители, невозможность пошевелиться и что-нибудь сказать. Фильм очень психологичен. Зритель погружен в бездну человеческой трагедии, зритель созерцает муки души, закованной в обездвиженное тело, так называемый скафандр.

Но камерность фильма постепенно вскрывается и он из психологической драмы эволюционирует в философскую притчу о ценности жизни. Это происходит благодаря весьма специфичному методу общения Жана-Доминика с окружающими, его людьми, которому его обучают врачи. А также благодаря воспоминаниям, которым предается главный герой. Зрителю предоставляется возможность познакомиться поближе с месье Жан-Домиником Бобби и его жизнью. Фильм пронизывает тонкий французский лиризм, а личная трагедия переплетается с теплотой и искренностью человеческих взаимоотношений. Стоит отметить хорошую игру актеров и качественную постановку фильма.

1396964946_6d3f02f103

Трудность просмотра составляет высокая духовность фильма и разнообразие его тонов, где есть счастье и горе, радость и печаль,  любовь и страдание, и, не смотря на отчаяние, в фильме есть надежда. Удивляет палитра чувств. Удивляют пейзажи. И почему-то вспоминаются работы великого Андрея Тарковского.

Философская притча строится на противопоставлении скафандра и бабочки, но это, конечно, для просмотра.

Опрятный Тыш был восхищен данным фильмом и потрясен вызванным  от просмотра катарсисом, и теперь советует «Скафандр и Бабочку» всем гостям Кладовой.

И еше один факт. Этот фильм снят по книге, надиктованной Жаном-Домиником Бобби при помощи своих ресниц.