Яндекс.Метрика

Сегодня мы продолжим наш увлекательный экскурс и поговорим о массовости кинопроизводства, возрастных рейтингах и о том, почему оригинальные идеи рубятся на корню.

Читать начало статьи

Кинопроекты отменяются по самым нелицеприятным причинам

«Почему то тут, то там начинают говорить об обалденной идее для кино, а потом проходит время, но так ничего и не происходит?»

Кинокомпании скупают сценарии в количестве, в десятки раз превышающем выпускаемые ими фильмы. Это означает, что они обладают исключительными правами на целый грузовой состав возможных фильмов, которые никогда не доберутся до съемочной площадки. И передавать эти права кому-то другому не входит в их намерения. Мы могли бы никогда не увидеть такие фильмы, как «Инопланетянин», «Матрица», «Криминальное Чтиво» и «Звездные Войны», потому что кинокомпания-владелец не собирались извлекать их из-под своих толстых задниц. Они все таки стали реальностью благодаря тому, что кто-то убедил другую компанию перекупить их по завышенной цене.

raz2Бывает и такое: в девяностых начал привлекать к себе внимание Голливуда один сценарий на хоккейную тематику, и компания Дисней поспешила его выкупить.  Компании не нужен был этот сценарий, на самом деле у них в производстве уже был свой собственный хоккейный фильм, но им не нравилась перспектива делить аудиторию с кем-нибудь еще. Может быть, так погиб шедевральный сценарий, может — не очень, этого мы уже никогда не узнаем.

Более того, компании могут сидеть на совершенно готовых продуктах и намеренно препятствовать их выпуску. Причины могут быть разные. Например, существует фантастически малобюджетная киноадаптация «Фантастической Четверки», которую никто никогда не видел. Кинокомпания, обладавшая правами на съемки, рисковала эти самые права потерять, если бы ни одного фильма так и не было сделано. И она сделала. Продюсер давал интервью и улыбался на камеру, зная, что фильм даже не предполагается когда-либо выпустить на экраны, но не уведомил об этом ни режиссера, ни задействованных в проекте актеров. Трагифарс.

Подобные вещи случаются не так редко, как можно подумать, если опираться на здравый смысл. Голливудские компании скупают эксклюзивные права на иностранные фильмы и потом бесконечно откладывают их выпуск. К примеру, права на распространение фильма «Герой» Джета Ли были куплены лишь для того, чтобы не распространять его. Так продолжалось два года, прежде чем вмешался Квентин Тарантино, чье громкое имя уладило дело.

Другой пример: 20th Century Fox сделали все, чтобы предотвратить выход в широкий прокат фильма Майка Джаджа «Идиократия». Фильм очень глумлив по отношению к отупляющему воздействию идеологии потребления, и бытует мнение, что студия не хотела, хм… не хотела обидеть зрителя и потенциальных рекламодателей.

Игрища вокруг возрастных рейтингов

В западных странах телевещание отказывается продвигать фильмы с высоким возрастным рейтингом. Да и большинство крупных кинотеатров не стремится их показывать.

Как результат, в Голливуде рейтинг NC-17 (No Children 17 and Under Admitted, лица 17 лет и младше на фильм не допускаются) – это то, чем пугают маленьких продюсеров, чтобы они хорошо себя вели, потому что такая пометка означает неминуемый коммерческий провал. Ни один из NC-17-фильмов не собрал больше двадцати миллионов долларов.

Проблема в том, что некоторые фильмы содержат сцены куда хуже, чем те, на которых помечено NC-17, что не мешает им свободно гулять по экранам. MPAA (Motion Picture Association of America, американская ассоциация кинокомпаний) контролирует рейтинговую комиссию и платит им жалование. Очевидно, у MPAA на руках отличный способ «протолкнуть» свои фильмы и время от времени убивать кассовые сборы конкурентов – независимых киностудий.

Создателям «Южного Парка» Трею Паркеру и Мэтту Стоуну удалось побывать по обе стороны баррикад. Их фильм «Капитан Оргазмо» получил NC-17 за непристойные шутки и некоторые сцены с наготой. Что предало бы фильм забвению, не окажись имена создателей впоследствии столь известны. А вот полнометражный мультик «Южный парк: большой, длинный, необрезанный», с другой стороны, получил рейтинг R, несмотря на, пусть и мультипликационные, но выраженные сцены секса и насилия.

uj

Сам Трей Паркер прокомментировал это так: «Причина, по которой «Капитан Оргазмо» получил NC-17 в том, что он был выпущен студией October Films, и у нее не было никакого влияния, а у нас не было денег, чтобы переделывать и редактировать фильм для новых проверок. За «Южным Парком» стояла Paramaunt, поэтому он смог получить R. А независимые режиссеры идут лесом».

Товарооборот всему голова                

«Pixar делают злосчастные «Тачки 3»?! Из всех оригинальных мультфильмов или пускай даже сиквелов, которые они могли бы сделать, они делают эти безмозглые «Тачки 3»? Почему?»

Мерчендайзинг – продажа всяких безделиц, игрушек, футболок, изображающих полюбившихся людям героев комиксов, кино, игр… С момента выхода первых «Тачек» мерчендайзинг принес своей компании около десяти миллиардов долларов, на сегодняшний день рекордный доход от такого вида торговли.

Мультфильм «Вверх!», с другой стороны,  несмотря на очень теплый и радушный прием у критиков, привел к падению акций студии Pixar еще до своего выхода. Инвесторы сочли, что здесь не получится сорвать куш с продажи игрушек и не увидели смысла делать такой мультик.

Значение мерчендайзинга в производстве блокбастера трудно переоценить. Это потенциальный источник миллиардных доходов, который сам по себе не требует от киностудии ни затрат, ни забот. Просто заряжать цены на лицензирование производителям игрушек. А ежели игрушки не продаются, все убытки также на производителе, студия здесь не причем. Неплохо, да?

Плохо, очень плохо. Чем дороже становятся фильмы (а они все дороже), тем сильнее индустрия зависит от этих продаж, которые не имеют никакого отношения к произведению. Как результат, в наше время почти невозможно создать кино для детей, если из персонажей нельзя сделать привлекательных игрушек. И теперь нас ждет трилогия «Самолетов». Потом, может быть, пойдут «Поезда», «Подлодки» и «Искусственные спутники Земли». А последняя часть каждого мультика будет, вероятно, в двух частях.

Еще веселухи? Хорошо, вот: фильм, основанный на популярной настольной игре Clue? Есть.  Двухсотмиллионный фильм, основанный на той самой «А-1? – Ранил – А-2 – Мимо!» игре «Морской Бой» с участием звезд? Есть.

Ридли Скотт подумывал снять фильм по Монополии, но Universal перестала поддерживать эту идею, когда «Морской Бой» не слишком удачно показал себя в прокате.

А уж продакт-плейсмент… Сегодня эксперты по брендингу  внимательно просматривают сценарии, совещаются со сценаристами и даже собственноручно прописывают некоторые диалоги. Такие вещи стали рядовым явлением и заостряют на себе внимание разве что неуклюжестью, с которой была провернута «скрытая реклама».

Такова тяжелая доля блокбастеров. Людей, которые их делают, зачастую слабо интересует сам фильм. Можно сказать, что с точки зрения студии правильный блокбастер должен соответствовать требованиям:

иметь худо-бедно пристроенную к сюжету связь с известными или общепризнанными среди народа произведениями;

хорошо «проскальзывать» в незамутненный раздумьями мозг;

быть милым и пушистым, со злыми злодеями и геройскими героями;

шумихе вокруг фильма нужно уделить куда больше внимания, чем, собственно, фильму;

и фильм должен пробуждать желание чего-нибудь прикупить.

По моим мыслям любой талантливый сценарист при таких условиях должен либо спиться, либо сам стать бизнесменом, махнув таланту ручкой.

– Отпусти меня, я дам тебе награду! – Лучшая награда черепахи – черепаховый суп!

– Отпусти меня, я дам тебе награду!
– Лучшая награда черепахи – черепаховый суп!

Есть не так уж и мало фильмов, которые отвечают всем этим требованиям и при этом остаются достойными, замечательными произведениями. Загвоздка в том, что, при таком раскладе вероятность увидеть дорогой, качественный и при этом незаурядный фильм исчезающее мала. А когда вы пришли в кинотеатр и при просмотре очевидная дыра в сюжете, как обухом, бьет вас по голове, знайте, что вина, скорее всего, лежит не на глупом сценаристе и не на халтурной работе режиссера.

Это продюсер «накапризничал».