Яндекс.Метрика

Опубликовано: Аргументы и Факты – Кыргызстан №7 (29/1706), 2013.

Кинематограф – важная составляющая современной культуры. Он отражает не только общественно-политические и экономические процессы в стране, но так же представляет зримые образы национальной самобытности, воспитывает чувство патриотизма, что делает его одним из инструментов формирования национального самосознания. Влияние кинематографа на процесс самоидентификации и восстановления единого национального образа мира невозможно переоценить.
Кино влияет на историческое сознание как отдельного человека, так и народа в целом. Кинематографические образы, как правило, отличаются яркостью, большой эмоциональностью, и впечатление от увиденного на экране сохраняется порой на всю жизнь.
JDКорреспондент АиФ с экспертом-историком Евгенией Дружининой расскажут о главных вехах развития кыргызского кино: когда оно зародилось, к чему, в конечном счете, пришло и как менялись содержание и образы, которые отечественные режиссёры представляли в своих постановках. 
История кыргызского художественного кино берёт свое начало во второй половине 50-х гг. XX в., когда на Фрунзенской студии хроникально-документальных фильмов началось производство художественных картин. Это стало возможно благодаря накопленному опыту документального кино. В центре внимания оказались, прежде всего, проблемы эмансипации и самореализации личности кыргызских женщин. В 1955 г. совместно с «Мосфильмом» режиссёром В.Прониным был снят фильм «Салтанат». Заслуга режиссёра в данной работе – образ свободной женщины Востока, которая занимается не только трудовой деятельностью, но и участвует в общественной жизни наравне с мужчиной. В этом фильме кинематографисты обратились к проблеме выражения общественного и личного в характере человека. Особая трудность заключалась в том, что носителем передовых взглядов стала восточная женщина.
Период конца 50-х – начала 60-х гг. ознаменовался выходом кыргызского кино на международную арену. Свои первые фильмы, затем представленные на международных фестивалях и получившие призы, сняли: Л.Шепитько «Зной», А.Михалков-Кончаловский «Первый учитель» по одноименному произведению Ч.Айтматова, Э.Шенгелая и А.Сахаров «Легенда о ледяном сердце» и др.
60-е гг. для игрового кыргызского кино стали особенно плодотворными. Они подарили зрителям замечательные фильмы, имевшие не просто шумный успех, но и взволновавшие всех глубиной постижения национального характера, историчностью, кинематографическим мастерством. Это «Трудная переправа», «Небо нашего детства», «Выстрел на перевале Караш», «Материнское поле» и ленты, с которыми связано смелое вторжение в область художественного кино таких режиссеров, как М.Убукеева, Т.Океева, Б.Шамшиева, Г.Базарова. Они сумели создать не только определенный настрой у зрителя, но и задать новое направление, поднявшее кыргызское кино на новую ступень. В 1964 г. М.Убукеев снимает картину «Трудная переправа» («Белые горы») о трагических последствиях народного восстания 1916 г., в которой впервые в отечественном кино был выражен дух нации, её мудрость и стойкость в период тяжёлых испытаний. Фильм, в котором кыргызы признали самих себя, сплетён из многослойных метафор и символов народной культуры, которые помогли создателям убедить цензуру в непорочности своих замыслов и в то же время благополучно воплотить задуманные идеи. Фильм был снят в непринуждённой манере, как будто весь мир детально знает историю Кыргызстана и её национальную культуру.

Остро и содержательно

В начале 70-х гг., после фильмов «Поклонись огню» и «Алые маки Иссык-Куля», киностудия «Кыргызфильм» совершенствует творческое освоение историко-революционной тематики. Однако творчески удачное и современное завершение производства этих фильмов не смогло коренным образом улучшить крайне подорванное финансовое положение киностудии. Для этого необходимы были новые фильмы на современные темы, что настоятельно требовало время.ки
В 70-е гг. обращение к актуальным темам современности становится главным направлением кыргызского кино. Этому в немалой степени способствовал II съезд Союза кинематографистов Кыргызстана, проходивший в декабре 1969 г. Основным на съезде стало обсуждение поиска и разработки новой современной темы в киноискусстве.
В этот период кинематографисты затрагивают остросоциальные проблемы. Так, в фильме Т.Океева «Улан» в широком плане исследуется природа зла. Алкоголизм – зло, утверждает он, но не причинное, а скорее, следственное. Причина в отсутствии духовности, в жизни людей, лишенной глубокого внутреннего содержания и культуры. И здесь режиссёр беспощаден. Бездуховность, приспособленчество, ложно установленные взаимосвязи друг с другом и с обществом, консерватизм мышления – это те черты, по которым можно безошибочно угадать этот социально опасный тип.
Поиск человеком своего места в жизни, критический самоанализ поступков, всегда интересовали и будут интересовать наш кинематограф. Именно это привлекло внимание киностудии «Кыргызфильм» к творческой заявке «По кругу», предложенной профессиональным драматургом и киносценаристом М.Байджиевым. В результате Т.Океев создал достоверный, имеющий большое воспитательное значение кинофильм «Золотая осень». Фильм о человеке-неудачнике, который безуспешно пытается найти своё место в мире. В середине 70-х гг. человек уже не представлялся исключительно положительным, нацеленным на построение социалистического будущего. Герои лент декларировали свою несостоятельность в отстаивании человеческих прав.
Каждая из освоенных режиссёром эпох исторически своеобразна – каждая решала свои социальные, нравственные, философские проблемы и решала их по-своему. Режиссёр остро чувствует это своеобразие, особый колорит каждого времени и прорабатывает его не только этнографически: историческое время его фильмов ощутимо и в бытовом поведении, и в строе мышления персонажей.

clp547907Режиссура пошла на спад

В 80-е гг. наметилась тенденция качественного снижения многих выпускаемых кинопроизведений. В них слабо проявляется чёткая идейная авторская позиция, профессионализм, творческое вдохновение. В тематической палитре кыргызского кино, за редким исключением отдельных кинолент, недостаёт значительных, ключевых тем, освещение которых затрагивало бы основные проблемы современности, убедительно отражало бы конфликт между новым и отживающим, в том числе на морально-нравственные и производственные темы. Кинематографисты редко обращаются к актуальным проблемам научно-технического развития нашей республики.
Одной из причин недостаточного творческого и художественного уровня фильмов оставалась режиссура, отличающаяся отсутствием глубоких и актуальных идей, неспособностью преодолеть схематичность и стереотипность в выборе художественно-изобразительных средств. Поверхностное отражение реальных проблем сопровождалось фактическими ошибками, свидетельствующими о том, что авторы не совсем хорошо знают предмет своего художественного исследования, среду и людей, о которых они снимают фильм.
В 1984 г. на «Кыргызфильме» было снято интересное и актуальное для тех лет кинопроизведение «Первый» режиссёра Геннадия Базарова. Кинематографисты верно угадали пульс времени. Фильм заслуживает внимания зрителя тем, что в нём появился новый для кыргызского кино герой и новый конфликт.
В 80-х гг. были сняты картины, имевшие большой зрительский успех: «Потомок белого барса» Т.Океева, «Волчья яма» Б.Шамшиева, «Провинциальный роман» М.Убукеева, «Первый» и «Аномалия» Г.Базарова. Последним кыргызским фильмом советского периода был фильм «Плакальщица» А.Суюндукова, снятый на тему репрессий 30-х гг. Безусловно, был прав режиссер К.Акматалиев, когда говорил: «Мы уже научились без подражательства, хорошо и по-своему видеть, думать… Все это гармонично сочетать в современном киноповествовании, опираясь только на свои оригинальные, присущие только киноэкрану звукоизобразительные возможности».
Именно с середины 80-х гг. регулярно снимаются заказные игровые телефильмы. В этот период происходит углубленное изучение творческими киноработниками современной жизни нашей республики с ее назревшими проблемами и вопросами. Вокруг кыргызского кино, помимо кинематографистов и представителей различных творческих профессий, сгруппировались талантливые писатели, композиторы, актёры, представители других смежных искусств, что в определенной степени способствовало повышению качественного уровня национального кино.

595Трудности независимого кино

После распада СССР в 1991 г. распалось единое пространство производства фильмов: если раньше финансирование всех советских киностудий осуществлялось централизованно, то в 90-е гг. они лишились привычных средств, и количество фильмов резко сократилось. Многие кинематографисты решились на создание собственных компаний. В начале 1994 г. в республике насчитывалось 16 малых частных кинопредприятий. Из их продукции можно выделить художественные фильмы: «Где твой дом, улитка?» (киноцентр «Келечек», продюсер Т.Океев, режиссёр А.Абдыкалыков), «Квартирант» (студия «Мейкин», продюсер и режиссёр Б.Айткулуев), «Поезд дураков» (студия «Седеп», продюсер и режиссёр М.Байджиев), «Печать сатаны» (студия «Манас-Ата», продюсер Ю.Тойчубеков, режиссёр 3.Эралиев) и др. К началу XXI в. съёмки полнометражных фильмов прекратились, так как производство их оказалось убыточным. Продюсеры, не перешедшие в другую сферу деятельности, переориентировались на выпуск документальных учебных, рекламных, заказных фильмов на видеоплёнке для телевидения.
В период расцвета частного кинобизнеса наибольший успех получила фирма «Маек-фильм», она предоставляла возможность молодым кинематографистам реализовывать их замыслы. Однако за 2 года были выпущены только 2 картины, первая из которых – «Селкинчек» режиссёра А.Абдыкалыкова, выпущенная в 1993 г., имеет принципиальное значение для развития кыргызского кино, ибо она открыла новую веху в его истории. Лента, снятая по оригинальной идее автора, без привлечения профессиональных актёров, повествует о сложном пути, который проходит человек в своём внутреннем развитии – от «неподлинного существования» к «подлинному».
В фильме «Селкинчек» режиссер попытался отразить внутреннее состояние кыргызов, прежде всего, перед ними самими, показав, что они просты, бесхитростны, но в то же время мобильны, любознательны и пытливы. Следующая лента А.Абдыкалыкова «Бешкемпир», снятая в 1998 г., развивает ту же тему, но уже в другом ракурсе: углубление конфликта героя, как с самим собой, так и с окружающим миром, поиск выхода из сложившейся ситуации. Он прошел все круги внутренних переживаний, и встал на ясный путь, выбранный осознано.
В мае 2001 г. вышла новая картина А.Абдыкалыкова «Маймыл», которая завершила трилогию о «маленьком человеке». Главную роль, как и в двух предыдущих фильмах, исполнил сын режиссёра М.Абдыкалыков.
В начале 2001 г. состоялась премьера последнего кыргызского фильма XX в. «Брат мой, Шёлковый путь» режиссера Марата Сарулу. В ней представлена реальная ситуация из современной жизни, с её неустроенностью и неопределённостью, снятая в традициях классического европейского чёрно-белого кино конца 50-х – начала 60-х гг.

36Новое – возвращение к старому

В настоящее время наш кинематограф пытается восстановить те позиции, которые были некогда завоёваны кинематографистами Кыргызстана, работавшими в 1960-1980-х гг. Используя новый выразительный язык и новые технические средства для создания фильмов, режиссёры, тем не менее, всё чаще обращаются к духовному опыту прошлого и истории для осмысления «нового дня».
Современный Кыргызстан позиционирует себя как «страна короткометражных фильмов», заявляя о возрождении феномена «кыргызское чудо». Поэтому киноискусство основывается на интеграции опыта кыргызских кинематографистов прошлых лет и поиска новаторских трендов. Без такого синтеза опыта и новых идей невозможно говорить о создании чего-либо качественно нового. Возросший интерес зрителя – и не только внутри страны, но и за рубежом – к лучшим фильмам кыргызских авторов позволяет говорить об актуальности старого кино в процессе развития современного кинематографа независимого Кыргызстана.