Яндекс.Метрика

1393321365_0_fa4d8_1f8c2b4e_orig1

Тыш уверен: вы не раз слышали, призадумывались, а иногда и сокрушались по такому печальному поводу — куда катится мир? Частенько это происходит при очередном знакомстве с очередным «шедевром» из мира искусства. Иногда даже думаешь: все, ниже падать уже некуда, но тут – сюрприз, сюрприз! – состоялся анонс, ждем «шедевр 2»! Люди не выдерживают и ругаются, пророчат закат цивилизации; появляются и становятся крылатыми остроты вроде «остановите Землю, я сойду». И никакой не секрет, почему так происходит.

3bb

В наш век потребления художественная деятельность поставлена на конвейер и запущенна в массовое производство. Само собой, искусство неизбежно усредняется, унифицируется и превращается в ширпотреб. И это прискорбно.

     – Нет, это апокалиптично! Покайтесь, ибо грядет мрак!..

     – Что? Эй, погоди-ка, зловещий пророк! Слезай с табурета и рупор положи, где взял. Пока обождем с гибелью всего разумного и прекрасного и вместо этого попробуем детально разобрать положение вещей.

И вот что приходит на ум:

У множества людей – предлагаю, отдавая дань некоторым традициям, условно назвать их 95%, – так вот, в наше время у них довольно много суррогатного свободного времени. Суррогатного, потому что основное их время и усилия расходуются на поддержание своего существования на том или ином уровне комфорта, а когда дело доходит до досуга, у людей не остается физических и моральных сил на какую-то продуктивную творческую деятельность. Казалось бы, свободная минутка, воплощай мечты, строй мосты к светлому будущему, но… человек выгорел, каждый будний день из него высасываются соки. И мы получаем среднего человека, который от лица всех 95% сидит в майке и с бутылкой пива на диване, и не столько даже смотрит, сколько тычет остекленевшим взглядом в телевизор да щелкает пультом. Тыш, конечно, утрирует, но в целом описание отражает реалии.

Дальше. Вся эта масса некачественного свободного времени образует нишу, требующую заполнения. Так устроено общество на современном этапе развития. И чтобы заполнить эту нишу рождается тот самый конвейер. Если он начнет ориентироваться на качество, он не будет поспевать за нуждами несчастных 95%, потребление начнет обгонять производство, наступит дефицит и – замкнутый круг! – количество снова возобладает над качеством. Бороться с этим… нелепо. Ненужный и напрасный труд.

oboi_dlja_xoroshego_nastroenija_892662

Это жутковатая картина. Если утрировать еще больше, то ее финальный вариант будет похожим на такую вот пирамиду: в основании наибольшая масса людей с наименьшими запросами на качество. По сути потребляют то, что льется на них с развлекательных каналов. Над ней чуть возвышается следующая ступень, где людей уже меньше. Они пробавляются все тем же, но не прочь иногда вкусить чего поизысканней. И так от ступеньки к ступеньке все выше и выше. И те, что выше, так устроились, что иной раз, когда опускают взгляд, видят что весь род людской утопает в сточной канаве, от которой некуда деться. А это ошибка перспективы, нельзя все время смотреть на всех свысока. Полезно иногда посмотреть со стороны.

Ведь со стороны можно получить здоровый взгляд на вещи. Да, конвейер. Да, основной поток идет на удовлетворение, мягко говоря, невзыскательной толпы. Светлая сторона? Это индустрия и ей свойственно стремление обслужить всех, пусть и начиная с широких слоев населения. И поэтому мелькают попытки выпустить с конвейера что-то качественное, новое и оригинальное. Иногда даже получается. Конечно, сложно вообразить, что массовое производство справится с запросами высших уровней, оно ведь на это и не рассчитано, это не его задача.

Здесь делают шаг вперед ремесленники. Знаете, как говорят: «Сделано руками». Выдающиеся личности, талантливые люди, творцы. Люди, для которых важнее все-таки создать что-то стоящее, чем зарабатывать, обращая свой талант в примитивные хи-хи ха-ха на потеху публики. Такие люди были всегда, есть они и сейчас. Можно признать, что их труд стало сложнее приметить и выудить среди разросшейся массы шлака, но он точно не превращается в исчезающий вид. Эти люди никуда не денутся, их творческая сила сильнее их самих, они будут создавать вопреки всему. Или будут находить компромиссы и все равно создавать. История явила массу тому примеров. Чтобы это прервалось, обществу придется принять одну из тех уродливых, застывших в развитии форм, что описаны в мрачных антиутопиях. Пока этого не случилось, можно спать спокойно.

А критики нужны вовсе не для того, чтобы отбирать шедевры и выкидывать остальное в мусор. Их функция в том, чтобы определить, соответствует ли произведение данному уровню запросов или нет. Если нет, сгодится для людей с запросами поменьше.

1930-№3-11

Ясно же, что невозможно получать непрерывную линию шедевров. Такая нам досталась действительность. И даже утонченным эстетам паузы между шедеврами надо чем-то заполнять. Хлебнуть посредственности. Как иначе вновь прочувствовать вкус высокого искусства, в конце концов?

Итог таков, что общество не стоит на месте и медленно куда-то движется. Можно верить: однажды оно изменится и 95% не придется жить только ради хлеба и зрелищ. Какими-то действиями или акциями вкусы широких слоев населения изменить нельзя, это продукт эпохи. Временами происходят в народе всплески интереса к чему-то новому, высокому, свежим веяниям, но, как и любое воодушевление толпы, это явление зыбкое и скоротечное.

Выражаясь высокопарно, если хочется благородной миссии, то можно делать свой посильный позитивный вклад в общество, задавать направление перемен, и надеяться, что это поспособствует стать ему лучше. Нельзя изменить его в лучшую сторону презрением и подзатыльниками. Почувствовать себя Д’Артаньяном так можно, да, а изменить – точно нет.